Хотите дополнить путеводитель или нашли ошибку?

Сургутский Биг-Бен - здание, похожее на знаменитую часовую башню Вестминстерского дворца (не является точной копией лондонской достопримечательности, но отсылка очевидна, том более что здесь находится языковая школа). Правда, местный Биг-Бен в три раза меньше оригинала, но в остальном похож как две капли воды. Был город Искар, но не на Иртыше, а на Сосве, в 120 верстах от города Юиля, лежавшего в вершинах реки Сосвы и верстах в 300 от устья Сосвы, но это был город не татарский, а именно югрский, то есть вогульский, как видно из того, что предки наши понимали под «Югрою». Во-первых, обдора был народ по низовьям Оби; во-вторых, это был город на правом берегу Оби, в 620 верстах от устья Оби; в-третьих, Обдорою же назывался царь неизвестного народа между Китайской стеной и Бухарами12. Но название это нет основания относить исключительно на реку Обь, во-первых, потому, что при описании похода Курбского говорится про Одору, а не про Обдору, а во-вторых, слово «Обдора» и по ту сторону Урала имело несколько значений. Но так как собственно «Искар», по толкованию знатока татарского языка, означает вообще всякое старое городище24, то разве только в этом смысле мы и можем принять название города Сибири, заменившее, может быть, встречающееся у Герберштейна название Иерома.
Но так как племена эти под одними и теми же наименованиями обитали и по сю, и по ту сторону Урала с тем различием, что чудь зауральская не была подчинена нашему владычеству, Цифровой каталог Сургута то и Сибирь, в общем значении страны, населенной чудью, или чужью, можно разделить на две стороны: на Сибирь русскую и на Сибирь немшоную. Название югры, вошедшее в титул Ивана III, мы находим в исчислении летописцами племен, составлявших прежде так называемую чудь заволоцкую14; значит, Югра была и по сю сторону Урала. Чтобы увериться в том, что подобные присылки были в обычае, оставляя в стороне то, к чему они могли повести, мы приведем следующие строки из интересного путешествия атаманов и казаков Ивана Петрова и Бурнаша Ялычева, которых Грозный в 1657 году посылал проведывать государств за Сибирью. Если же Югра, или Югрия, а не Угра, или Угория, в обширном смысле, была страна между Карою и Печорою19, включая сюда и определенные уже нами южные ее пределы, и если влияние наше за Уралом ограничивалось одною речкою Маньею, значит, то, что мы звали «Сибирью», с ее реками Тоболом, Иртышом и Обью Великою, до царя Ивана Грозного никогда не было ни покорено, ни покоряемо.
Природные, туземные жители доиртышской страны, которую мы будем звать просто «Сибирью» (тем правильнее, что царь Иван Грозный посылал русских людей в Азию проведывать государств за Сибирью, значит, за определенной местностью, и приказал им разузнавать о великой реке Оби, о мунгалах и о Китайской земле), были вогуличи и остяки, идолопоклонники, или, как в Сибири обыкновенно выражаются, были люди «камларского толка», с тою разницей, что жрецы северных племен назывались «шаманами», а жрецы южных, киргизских, племен, - «камами»25; жертвенные действия первых выражались глаголом «шаманить», а жертвенные действия последних - глаголом «камлать» и «кам-ларить»: отсюда и «камларский толк». Скажем только, что и кодуны были югра, то есть остяки, или отяки, и имя это сохранилось до нас в названии Большого Кодуна и Малого Кодуна, двух речек, впадающих в реку Щугор, текущую справа в Печору: вершины их сближаются с вершинами Маньи и Щокурьей. В вершинах Маньи и стоял Ляпин-городок, что будет согласно и с Герберштейном. Согласно с Герберштейном же надо сказать, что здесь действительно жили вогуличи, имя которых до сих пор осталось за двумя впадающими в Сосву же реками - Вогульей и Вогулкой: они-то, вместе с вершиною Большой Сосвы, в «Книге Большому Чертежу» и названы Гудырьею, Киртасом и Сыкирьею.
Название Ляпина-городка сохранилось в «Книге Большому Чертежу» как обозначение местности собственно по реке Сысве, между городищами Искаром и Мункусом13; но по всему видно, что это не тот город, про который говорится в описании похода Курбского: его Ляпин был первый город за Камнем, а Ляпин «Большого Чертежа» есть третий город по той реке, которую мы в настоящее время именуем Сыгвою, она течет в Сосву, а та в Обь. Но если он и действительно именовался кондинским, или кандинским, то название это могло происходить или от названия одной из рек Двинской страны, Канды, или Кянды, недалеко от Онеги и близ озера Нижмы17, или, в самом деле, от сибирской реки Конды, о которой мы могли знать понаслышке, но которая, однако же, в «Книгу Большому Чертежу» не внесена, несмотря на всю свою значительность. По соображению сказаний летописцев о Сибирском царстве мы можем вывести заключение, что самые обширные границы Сибирского юрта были на север - устье Конды, впадающей через Иртыш в Обь, на запад - верховья Конды, Тавды, Туры, Тагила, Ницы, Пышмы и Исети, на юг - левый берег Ишима, а на восток - Иртыш.



Report this ad
Sprache // Language

Infos // About

Willkommen auf der Wasser-Wald-Gerechtigkeit-Börse für Schlafplätze und mehr. Bei Fragen meldet euch bei info-tdha@riseup.net . // Welcome to the Wasser-Wald-Gerechtigkeit-Börse for sleeping spaces and more. If you have any questions, contact info-tdha@riseup.net .

Web Powered by Yclas 2009 - 2024